Притчи царя Соломона

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Горе всякому, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их.
Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;  а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Беззаконного  уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:  он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
«Кто нашел меня(мудрость), тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому,  и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.